Пять лет не была в Таджикистане, и вот снова тут. Забавно посмотреть, что изменилось.
Таджики всё также не умеют в очереди, а в их внутреннем кодексе кто кого пропускает - хрен разберешься. В самолете стюардессы сбиваются с ног, пытаясь рассадить пассажиров по билетам, но всё равно проигрывают, выявляя далеко не все очаги самовольных рассадок. Всю ночь народ трепется, спать не принято. В какой-то момент телефоны многих издают сигнал к молитве и треп сменяется молитвенным бормотанием. Я дремлю сквозь всё это. Прилетаем с рассветом.
Куляб.
В Кулябе я раньше не была. Самый юг, до границы с Афганистаном рукой подать.
читать дальшеЕсть международный аэропорт, летают прямые рейсы из Москвы. Из самолета выгружают на поле, после один автобусик курсирует, забирая человеков и отвозя их к микрозданию аэропорта. Там паспортный контроль и одна багажная лента. Спешить некуда - всё очень неторопливо. Смысл прорываться в первые ряды есть только в случае отсутствия багажа, иначе - все равно предстоит битва за чумодан... Раннее утро - тепло, но ещё не жарко, и ждать снаружи приятнее чем внутри. Процесс контроля и добычи чемодана занимает чуть больше часа - и по выходу всем собой ощущаешь, что солнце встало в полную силу.
Аэропорт за городом, встречает обычный сельский пейзаж с горами на горизонте. Хотя Памир совсем рядом, ближайшие горы земляные, невысокие. Крыша мира прячется где-то в дымке.
Город встречает мешаниной частного сектора, лавочек-автомоек, остатков малоэтажек советского периода и строек - активных и брошенных. Зелень есть, хоть и немного, в арыках журчит вода - по городу много открытых колонок, которые постоянно льют воду. Установлено много фонтанов, но работают мало и редко, а жаль. Продуктовые магазинчики соседствуют с развалами и салонами связи. Магазинов промтоваров мало, это добро надо искать на рынках, которых в городе несколько.
Пока солнце стоит высоко - людей на улицах очень мало. Только несчастные, которым нужно в банки и в официальные заведения грустно ползут в сторону цели. И дети бегают. Город оживает между семью вечера, когда начинает темнеть и одиннадцитью, когда закрывается большая часть заведений. В это время люди выползают на улицу, открываются кафешки и уличные точки торговли. Детей становится море, взрослых тоже немало.
Мужчины - в футболках или рубашках и брюках. Женщины - в традиционном платье и платках, но встречаются и открытые головы (довольно много), а покрой традиционной шмотки варьируется от балахона в пол до легкой туники с рукавами в три четверти и бриджами. Дети кто в чем, девчушку в брюках тоже видела.
На наш выбивающийся вид реагируют спокойно взрослые, дети бегут следом, здороваются, пытаются говорить. Если с ними сфоткаться - будет счастье.
В центре строятся стремные многоэтажки и хорошие многоэтажки. И те и те мало кому нужны - идиота переселяться из дома в квартиру надо ещё поискать. Особенно с учетом местной "надежности" электроснабжения и водоснабжения. Но строят. Одну прямо в парке. Связи решают всё.
Освещение светодиоидное, дороги терпимые. Ездят как придется - ПДД - неприличное слово. По-русски понимают в среднем, но говорят с большим трудом, мучительно вспоминая слова.
Если забраться на гору над местом, где мы жили - попадаешь к памятнику былой эпохи - монументу Великой Отечественной. По дороге встечаешь золотой бюст дедушки Ленина и местных вождей, в посадках чего-то хвойного, что на солнце умопомрачительно пахнет отдыхом. Монумент цел и ухожен, но лишился табличек с именами, гранит хранит следы их пребывания. Фонтан отключен, а под монументом выложено "77 лет" на таджикском.
По окруженной цветущими розами лестнице можно спуститься в город, где снова можно встретить живность, из-за которой все короткие тропы перекрыты заборами. Город живет своей жизнью.Душанбе
Район отеля, в котором мы останавлваемся уже кучу лет с 2014 года не узнать.
читать дальше За последние годы здесь выросли проспекты многоэтажек в едином стиле, которые продолжают активно строить. Город стремительно пытается превратиться в современный, иногда безжалостно уничтожая собственную историю. Открываются новые супермакерты, закрываются лавочки-окошки в стенах домов, но процесс ещё не закончен, а построенные дома пока что в основном пустуют - как жилые, так и торговые площади. За ними стройка, за стройкой - тот полуселький город, в который меня впервые привезли много лет назад. Единственное, почти что нет живности, то ли запрет, то ли просто не выживает.
Центральные улицы пышут жарой, но людей всё равно хватает. Основная масса всё равно выйдет вечером, но людей много, они разные. Женщины одеваются гораздо разнообразнее, половина без платков. Регулярно можно услышать русскую речь, часть родителей растит детей сразу на русском. Говорят люди тоже гораздо лучше, нередко на уровне родного. Есть русская реклама - и немало. Больше работающих фонтанов. Траффик старательно изображает пробки. Хотя расстояния небольшие - из-за жары не так много народу ходит пешком. Появляется некоторое соблюдение ПДД.
Национальный музей древностей выставляет очень небольшую коллекцию, здорово прореженную при создании какого-то нового музея. Но своего главного 13 метрового лежачего Будду они отстояли и зайти туда стоит хотя бы только за этим. До других музеев в этот раз не добрались - гулять во время их работу уже очень жарко.
Все так же шикарен платановый бульвар в центре. Только и попрошаек там тоже немало, и таджикских и русских. Сувенирный магазинчик встречает табличкой "открыто"и здоровенным замком, а дедуля книготорговец в переходе даже не проснется, если попробовать что-то спросить...
Продукты - или свои или российские. Немного казахских. Игрушки китайские, самые дешевые. Одежда - турецкая. Брендов нет, ну или мы не нашли где они кучкуются. Подделок под бренды - много.
Фруктов много, фрукты дешевые. И море орехов, особенно фисташек. Местные, сирийские, турецкие - на неискушенный взгляд одинаковые, но таджики знают разницу. Здоровенный изюм.
Местная еда - мясо, лепешки, овощи, крупы. Но в первую очередь всякие мясные супы и чай.
В Душанбе можно найти европейского вида кофейни и бургерные, популярны хот-доги. Рядом же стоят районные чайханы, где нальют мясного супа и дадут вкусную лепешку. В магазине лепешки - невкусные.